→ Сегодня 
 Поиск
 • Главная Новости Слагаемые здоровья Профилактика Поиск Глоссарий Магазин Добавить в закладки • 
Слагаемые здоровьяЗдоровый дух
Слагаемые здоровья

Виды темперамента

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. Включает три основных компонента: общую психическую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность.

Общая активность характеризует взаимодействие человека с другими людьми и окружающей средой и выражается в эффективном освоении и преобразовании внешней действительности, в тенденции личности к самовыражению. Степени активности распределяются от вялости, инертности и т. п. до предельной энергичности, стремительности действий. Среди динамических качеств двигательного, или моторного, компонента можно выделить быстроту, силу, резкость, ритм, амплитуду и ряд других признаков мышечного движения, обусловливающих частично и речевую моторику. Они легче других поддаются наблюдению и оценке и поэтому часто служат основой для суждения о темпераменте.

Эмоциональность проявляется разнообразием, подвижностью и силой чувств, эмоций и настроений (радости, гнева, страха, печали и др.). В качестве её основных характеристик выделяют впечатлительность (выражает аффективную восприимчивость субъекта), импульсивность (быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий) и эмоциональную лабильность (скорость, с которой данное эмоциональное состояние прекращается или сменяется другим).

Основные компоненты темперамента, формируя качественную сторону личности, образуют то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет судить о целостности проявлений темперамента и отличии его от других психических свойств личности — направленности, характера, способностей и др.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, но от него не зависят ни интересы и увлечения человека, ни его социальные установки, ни моральная воспитанность.

Люди совершенно различного темперамента могут обладать одной и той же социально-нравственной ценностью и, наоборот, быть очень различными, несмотря на одинаковый темперамент.


Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого врача Гиппократа (VI век до н. э.), утверждавшего, что пропорция четырёх главных жидкостей: крови, жёлчи, чёрной жёлчи и слизи (лимфа, флегма), циркулирующих в организме,— определяет уровень его жизнедеятельности. Эта так называемая гуморальная теория связывала темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма, гипотетическое преобладание которых и дало название основным типам темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Современные представления о природе темперамента развивались в тесной связи с учением о конституции человека. Конституциональная теория (Э. Кречмер, У. Шелдон) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, морфологических типов телосложения, с которыми непосредственно связывались свойства темперамента.

Научная теория темперамента основана на учении И. П. Павлова о ведущей роли центральной нервной системы в динамических особенностях поведения. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Некоторые возможные сочетания этих свойств легли в основу четырёх типов высшей нервной деятельности, которые он отождествлял с гиппократовской классификацией темпераментов.

В дальнейшем исследования показали, что понятия эти неоднозначны. Тип высшей нервной деятельности является физиологической основой темперамента, который проявляется в поведении и деятельности человека. Структура же основных свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше.

Однако указанные четыре типа темперамента - наиболее обобщённые (в жизни они в чистом виде не встречаются, можно говорить лишь о преобладании тех или иных черт) могут быть использованы для практического изучения личности, формирования и воспитания морально-волевых качеств, для распознавания возможных акцентуаций личности, в методологии профотбора. Психологические особенности темперамента каждого человека в основном соответствуют одному из ниже описанных типов.

На иллюстрациях изображена реакция людей
разных темпераментов на смятую шляпу. (Рис. Х. Бидструпа)

Сангвиник — человек живой, подвижный, уравновешенный, общительный, с разнообразной и богатой мимикой, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют друг друга. "Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение,— писал И. П. Павлов.— Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...". При отсутствии серьёзных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника может выработаться поверхностность и непостоянство.
У ребёнка-сангвиника необходимо воспитывать усидчивость, дисциплинированность, чувство долга, ответственности за порученное дело. Такого ребёнка нельзя захваливать, ибо у него и без того завышенная самооценка. При авторитарном, деспотичном стиле воспитания в семье, где отсутствует взаимопонимание между ребёнком и родителями, у него могут выработаться такие черты, как скрытность, неискренность, ханжество, лицемерие.
Особенно часто подобный пассивно-защитный тип поведения формируется у детей в семьях, где их физически наказывают. Аналогичным в таких же условиях будет и поведение ребёнка-флегматика. Воспитывая ребёнка с сангвиническим темпераментом, важно развивать у него устойчивые привязанности, интересы, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, контролировать его поступки и действия.

Холерик — человек быстрый, порывистый, общительный, стремительный в своих поступках, но не уравновешенный, легко возбудимый и не скоро успокаивающийся, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Ему присуща опрометчивость решений, которая обычно связана с плохим самообладанием. «...Это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся»,— говорил Павлов.
Проявление этого типа темперамента во многом зависит от направленности личности. Людям с ярко выраженными общественными интересами присущи инициативность, энергия, принципиальность, и, напротив, повышенная раздражительность и эффективность часто проявляются там, где нет богатства духовной жизни.
Холерик-руководитель работает энергично, но нормальным взаимоотношениям его с подчинёнными, родственниками и друзьями подчас мешает его невоспи танность: грубость, несдержанность, подавление инициативы других, неумение и нежелание сдерживать свои реакции на окружающее.
Ребёнок-холерик обидчив, болезненно воспринимает критику в свой адрес. Так как у ребёнка холерического темперамента процесс возбуждения недостаточно уравновешен торможением, у него надо воспитывать сдержанность по отношению к сверстникам и взрослым во избежание развития таких нежелательных черт поведения, как капризность, вспыльчивость, склонность к конфликтам.
Учитывая высокую самооценку такого ребёнка, его не следует часто хвалить, зато умеренная похвала явится хорошим сти мулом к учёбе, помощи старшим и т. п.
Бурную его энергию следует направлять в полезное русло (занятия общественно-полезным трудом, физкуль турой и спортом). У ребёнка необходимо воспитывать целеустремлённость и решительность, организаторские способности.

Меланхолик сдержан, застенчив, отличается сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой их глубиной и длительностью, легко ранимый, скоро истощается и медленно восстанавливается, склонен сильно переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее, по Павлову,— явно тормозимый тип нервной системы.
Меланхолики теряются в сложных ситуациях и не всегда могут найти выход из трудного положения, быстро устают от физической и умственной нагрузки, нуждаются в более длительном отдыхе после рабочего дня, тяжелее переносят заболевания, трудно адаптируются к новой обстановке. В обычных условиях жизни меланхолик — личность глубокая и содержательная, при неудачах же, лишениях и прочих неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека. Отношения его в коллективе налаживаются с трудом, хотя стремление к общению есть.
Ребёнку-меланхолику свойственна повышенная впечатлительность, лёгкая эмоциональная ранимость, склонность к переживаниям, мечтательность. Робкий и застенчивый, он легко теряется в новой обстановке, с трудом сходится с людьми, часто преувеличивает свои промахи и недостатки.
Родителям следует много внимания и такта уделять в воспитании ребёнка меланхолического темперамента, постоянно ободрять его, укреплять веру в свои силы, развивать инициативу и активность, способствовать укреплению его нервной системы с помощью разумно спланированного режима дня, занятий спортом. Таким детям достаточно школьной нагрузки. Их не следует перегружать дополнительными занятиями в кружках, общественными поручениями, но весьма полезна оздоровительная физкультура на свежем воздухе.

Флегматик — человек с медлительной сменой процессов возбуждения и торможения, уравновешенный и спокойный, со слабым внешним выражением душевных состояний, с устойчивыми интересами и стремлениями и более или менее постоянным настроением, по выражению Павлова — «...спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».
Человек флегматического темперамента с трудом сходится с людьми, медленно вживается в новый коллектив, нескоро входит в новое дело, но обязательно доводит его до конца.
В зависимости от условий у флегматика могут возникнуть как положительные черты (выдержка, глубина мыслей и т. д.), так и отрицательные (вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие).
На руководящей должности для него могут оказаться непосильными требующие оперативности высокие темпы работы, срочные отчёты. Он не любит менять своих личных планов, даже ради семьи. Ребёнку-флегматику трудно соблюдать режим детского сада и выполнять многие требования родителей: быстрее одеваться, умываться, кушать и т. д.

Средства для ухода за ногами

Бережный пилинг для кожи стоп. Устранит огрубевшую кожу ног, мозоли и натоптыши.
Эффект за 15 минут!...

Эффективное средство от повышенной потливости ног. Длительный эффект. Устраняет неприятный запах. Снижает риск заражения грибками
Родителям ни в коем случае нельзя одёргивать медлительного ребёнка, необходимо тактично помогать ему вырабатывать более ускоренные реакции поведения. Ученик-флегматик не всегда успевает следить за ходом урока, медленно переключается с одной деятельности на другую. Его надо всячески поощрять к деятельности, требующей быстроты реакции, подвижности и активности мыслительного процесса. В противном случае у ребёнка может сформироваться пассивность, равнодушие, безразличие к окружающим и к самому себе.

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их существования на протяжении многовековой биологической и культурно-исторической эволюции свидетельствует о необходимости и полезности разных типов (темпераментов), каждый из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры ценных свойств личности, которые зависят от врождённых особенностей высшей нервной деятельности. Но не всякий холерик энергичен и не каждый сангвиник отзывчив. Эти свойства человек вырабатывает в процессе жизненного опыта, приспосабливая к своему темпераменту. Разумеется, холерику легче выработать у себя быстроту и энергию действий, а флегматику — выдержку и хладнокровие, так как именно эти черты соответствуют психологическим особенностям их нервной системы.

Темперамент не определяет уровня общих или специальных (например, профессиональных) способностей. Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодарёнными и, наоборот, имея различные темпераменты, успешно работать в одной области. Большие способности могут встречаться при любом типе темперамента.

Так, среди выдающихся деятелей культуры и искусства прошлого, видных общественных и политических деятелей можно отметить типичных представителей всех основных темпераментов:

  • холерического (Пётр I, Пушкин, Суворов),
  • сангвинического (Герцен),
  • меланхолического (Гоголь, Жуковский),
  • флегматического (Крылов, Гончаров, Кутузов).
Меланхолический темперамент приписывают большинству известных художников, что многими психологами объясняется более тонкой и чуткой нервной организацией людей рассматриваемого типа.

Темперамент, определяя внешнее выражение характера человека, накладывает своеобразный отпечаток на те или иные его проявления, влияет на направленность поведения. В то же время темперамент не является абсолютно неизменным, с возрастом отдельные его свойства могут видоизменяться. Психотерапевты рекомендуют учитывать тип своей нервной системы и темперамент при выборе методов самовоздействия с целью совершенствования характера.
Сангвинику следует меньше переживать, а больше действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
холерику — более критически оценивать свои желания и порывы, чтобы не наносить незаслуженных обид окружающим или подчинённым;
меланхолику желательно избегать самоанализа и воспоминаний об обидах, научиться переключать внимание на оказание помощи другим, а если всё же одолевает меланхолия, полезно выполнить комплекс физических упражнений, принять контрастный душ; флегматику важно воспитывать в себе привычку быть деятельным и отзывчивым, но не равнодушным и пассивным.

Особенности темперамента следует учитывать родителям при подготовке ребёнка к выбору профессии, так как к некоторым профессиям предъявляются очень высокие требования (выдержка, самообладание, быстрота реакции и др.). Например, меланхолику противопоказаны профессии водителя, лётчика, монтажника-высотника и другие, которые сопряжены с наличием стрессовых ситуаций. Представителям этого типа больше подходят профессии, связанные с повышенной внимательностью, принудительным ритмом (телеграфисты, программисты, машинистки и др.).
Холерик и сангвиник лучше всего могут проявить себя в организаторской деятельности, работе, непосредственно связанной с людьми, а также в научной деятельности, изобретательстве и рационализаторстве. Флегматик наибольших успехов может достигнуть в деятельности, не требующей быстрой смены действий, ловкости и большой активности, там, где особенно необходимы методичность, последовательность и настойчивость в работе.

Для сохранения здоровья человека важно учитывать, что при слабой и неуравновешенной нервной системе чаще возникают так называемые «срывы» высшей нервной деятельности. Поэтому у меланхоликов и холериков заболевания легче возникают и тяжелее протекают, что необходимо учитывать при профилактике и лечении болезней. Даже дозы лекарств должны быть различны для больных с сильным и слабым типами нервной системы.

Знание типа темперамента позволяет предсказать характер возможных нарушений формирования личности ребёнка и в некоторых случаях характер и исход психического расстройства. Вместе с тем нерешёнными остаются вопросы о роли генетических и средовых факторов в формировании темперамента, о влиянии на него патологических процессов и др.

Добавить в закладки Прочтений - 62222 · Напечатать Для печати
Перед применением того или иного метода
настоятельно рекомендуем обратиться к вашему врачу за консультацией!
 
• В нашем интернет-магазине:
­­­­­
Надежно защищает волосы от неблагоприятных факторов, нормализу...
285 руб.
­­­­­
­­­­­
Рекомендуется при возрастных изменениях кожи: сухость, потеря ...
710 руб.
­­­­­
­­­­­
Препятствует расщеплению кончиков волос, питает волосяные луко...
251 руб.
­­­­­
 
 
Системы оздоровления
 Аллен КаррАллен Карр  Галина ШаталоваГалина Шаталова  Малахов +Малахов +  Георгий СытинГеоргий Сытин
• • • Показать все • • •
 
Полезно, вкусно...

Винегрет

Состав:

  • 150 г. свеклы,
  • 300 г. картофеля,
  • 300 г. соленых огурцов,
  • 300 г. квашенной капусты,
  • 150 г. репчатого лука,
  • подсолнечное масло для заправки.

Приготовление:
Сваренные картошку и свеклу очистить от кожицы, нарезать мелкими кубиками. Соленые огурцы и репчатый лук также нарезать кубиками. Квашенную капусту перебрать, крупные куски нарезать. Если квашенная капуста имеет очень кислый вкус, ее следует промыть холодной водой, отжать, измельчить. Репчатый лук мелко нарезать. Затем все овощи смешать, подсолить приправить растительным маслом.


СалатыСоусыСупыНапиткиКрупы и бобовые